Почти четыре года ожидания наконец-то подошли к концу. Metal Gear Solid 4 вышел, причём вышел с огромным размахом, в первый день было продано копий практически столько же, сколько и на премьере GTAIV. Больше всего повезло жителям США, так как на запуске в Америке игры подписывал сам Hideo Kojima. Нам, Россиянам, повезло не очень. Из-за проблем на таможне игра у нас стартовала практически на неделю поже всего мира.
Премьера MGS4 в Японии
Первые разочарования
Какие были первые впечатления после запуска игры? Естественно игра показалась восхитительной! Не удивительно, ведь это не просто это игра, это игра, на ожидание который ушло четыре года моей жизни. Но, поиграв несколько часов, радость прошла, и я осознал, что то, что я вижу на экране во многом не то, чего я хотел увидеть, когда ждал игру. Нет, конечно, тем, кто играет в MGS впервые, должно всё понравится, но завсегдатым серии прийдётся привыкнуть к изменённому управлению, новой камере, изменённому интерфейсу. Несмотря на то, что создали игры постоянно утверждали, что игра делается в первую очередь для фанатов, они сделали всё возможное, чтобы именно фанатам пришлось привыкать к игре больше, чем новчикам!
Постепенно, проходя MGS4, разочаровываешься ещё больше. Разработчики убрали практически все классические моменты для серии, убрали эпизоды, где, чтобы пройти, надо хоть немного подумать, убрали моменты, где приходилось использовать хоть какую-то тактику, а не "убирать" всех подряд, за исключением, пожалуй, начала пятого акта. Игра стала настолько лёгкой, что даже битвы с боссами, которые по традии в MGS были всегда долвольно сложные и занимали довольно большое время на прохождение, особенно в первый раз, теперь проходятся с одной-двух попыток. Более того, игра очень короткая. Например, чтобы пройти третий акт нужно всего лишь проследить за повстанцем, пройти гонку на мотоциклах и победить босса. Разработчики, вместо того, чтобы выпустить, как и обещали, игру для фанатов, выпустили лёгкую, которкую и неудобную, по сравнением с предыдщими частями, игру для новичков. Но не всё так плохо. Несмотря не изменённую классическую концепцию и черезмерную лёгкость MGS4 это всё таки MGS. У игры всё равно есть отличный сюжет и, несмотря на все недостатки, неплохой геймплей, который хоть и хуже чем раньше, но всё равно по своему хорош.
К новой камере, как и новому управлению, ещё нужно привыкнуть!
Drebin's Shop
Одно из главных геймплейных нововведений MGS4 - магазин Дребина. Теперь не нужно находить оружие самому, его можно купить! Также, практически любое оружие можно модернизировать или "отмыть" от ID защиты. Идея, вообщем-то, хорошая, но для MGS4 абсолютно ненужная. Практически всё оружие, как и раньше можно найти, я, например, так и делал. За всю игру я покупал что-то из оружия максимум раза два, хотя нашёл я огромный арсенал. Модернизация оружия тоже хорошая идея, но, тем не менее, тоже мало полезна. Единственное что действительно важно это глушители. Покупка патронов - это самое нужное из всего, что можно сделать в Drebin's Shop, но это добаляет лишней лёгкости в итак чрезмерно лёгкую игры, ведь раньше, если закончиваются патроны, то их нужно было искать или "вытряхивать" из солдат, а щас их спокойно можно купить. Да, казалось, что магазин Дребина - хорошая идея, но на самом же деле оказалось, что он абсолютно бесполезен и только делает игру ещё легче, хотя она итак слишком лёгкая!
Кустомазация оружия - хоть и очень интересная штука, но для MGS4 она не особо нужна!
Сюжет
Сюжет всегда был, есть и будет главной визитной карточкой серии MGS. Четвёртую часть мы ждали практически полностью из-за сюжета. Игра должна была стать последней в MGS Саге и ответить на все вопросы, поставленные предыдщими частями. В игре собрали почти всех персонажей, встречавшихся в серии. И, по моему мнению, сюжет не разочаровал. Мы получили и ответы на вопросы, и захватывающее действо, и конец истории Солида Снейка. Игру часто критиковали за слишком длинные ролики и нудный сюжет, но, помоему, зря. Ролики поставлены отлично и пусть они длятся хоть час, хоть два, они всё равно интересные, а сюжет покажется нудным только либо тому, кто вообще не понимает английского языка, либо тому, кто в играх любит только пострелять да побегать, а не вникать в суть происходящего. К сожалению, и таких игроков щас много!
Кстати, в подаче сюжета MGS4 есть одно очень интересное нововведение - Брифинги. Перед началом кажого акта в игре есть Брифинг, в котором наши герои плануруют, обсуждают будущие миссии, а игрок может исследовать всё вокруг с помощью робота MKII. Это довольно интересно, ведь таким образом можно не только посмотреть на происходящее в ролике с другой стороны, но и найти довольно полезные вещи, например дополнительную батарею для Solid Eye или камеру. Брифинги, кстати, в любой момент доступны из меню игры, так что если вы хотели найти что-то нужное, но увлеклись роликом и забыли, то любой момент можете загрузить Брифинг и найти это. Сам же сюжет, как и раньше, подаётся двумя путями: роликами и разговорами по кодеку. После выхода MGS2 игру часто ругали, за то, что очень часто авторы использовали раговоры по кодеку, хотя намного удобней этот разговор было выслушать в ролике. Действительно, это раздрожало, ведь часто персонажи переходили на разговор по кодеку даже тогда, когда находились на расстоянии метра друг от друга, зачем? Кодзима и команда, видимо, услышали эти жалобы, и в MGS4 такого уже нет. Даже многие длинные диалоги мы теперь смотрим в роликах, а не по кодеку. Хотя у этого есть и плохая сторона, ведь раньше кодек был неотъемлимой частью игры, как пройти многие моменты можно было понять только позвонив определённому персонажу, а теперь и таких моментов нет и кодек используется реже, за всю игру максимум контактов, сохранённых в памяти, будет два, хотя раньше это число доходило до пяти - шести.
Геймплей
"Одно из главный изменений в геймплее MGS4 это то, что игра теперь просиходит на поле боя." Так нам постоянно утверждали до выхода игры. Но на деле оказалось, что это так, но только отчасти так. Во первых в игре всего два акта из пяти, которые происходят на поле боя. Во вторых на геймплей это мало чем повлияло, так как, убив несколько человек из одной стороны, вы занимаете другую сторону и играете как раньше, тоесть для вас враг только один и вы пытаетесь не быть замеченым только им. Также нам обещали, что мы можем играть, отстреливая всех подряд. Но на самом деле отстреливать можно не больше, чем раньше, так как если стрелять без грушителя и на глазах у нескольких противников, то как и раньше поднимется тревога. Геймплей стал безумно лёгким, больше нет моментов, где надо подумать как пройти, больше нет классических для серии моментов. Хотя, на самом деле, в MGS3 тоже небыло, но там небыло только карточек доступа для дверей, которые были ещё в 8-ми битных версиях металгиров, и типичного момента с подрывом точки электропитания самоуправляемой ракетой, который тоже был ещё в самом первом металгире на MSX, но MGS3 это простительно, так как там 64ый год и карточки доступа и самоуправляемая ракета тогда врядли были, тем более что MGS3 изменила классике только в этом. Но в целом, особенно если отбросить мысли о том, что игра изменила классику и привыкнуть к новому управлению, то играть можно. А если вы играете в MGS в первый раз именно с четвёртой части, то вам понравится всё!
OctoCamo
Система камуфляжей, появившияся впервые в MGS3, в MGS4 получила логическое развитие. Теперь, чтобы сменить камуфляж, ненужно входить в меню и подбирать нужный, достаточно прикаснуться к поверности и её текстура автоматически скопируется. Если вам понравилось каким стал камуфляж с какой-то определённой текстурой, то вы можете сохранить эту текстуру и включить её в определённый момент. Также есть набор специальных камуфляжей, например несколько разновидностей камфляжей хаки. Но камуфляжная система не заканчивается на OctoCamo, можно, например одеть пиджак, гражданскую одежду или арабскую, но все это открывается не сразу, а чтобы достать некоторые вещи нужно попотеть. После третего акта игрок сможет пользоваться лицевым камуфляжем. Во-первых, в стандартном режиме, он делает Снейка менее видимым когда он сливается с чем-то. Во-вторых он может копировать лица других персонажей. Стандартно там доступны лица молодого Снейка, молодого Снейка с банданой и Снейка из MGS1, но можно заработать ещё лица всех участников B and B Unit, если убивать их человечский образ не летальным способом, тоесть снимая им не полоску жизней, а полоску психического состояния, лицо Райдена, Дребина, Отакона и так далее... . Система камуфляжей удалась в MGS4, во-первых теперь она намного удобней, чем в MGS4, во-вторых возможностью использовать чужие лица довольно забавна.
Музыка
Музыкальное сопровождение MGS4 просто отлично! Все мелодии саундтрека MGS4 записаны эксклюзивно. По ходу игры их тоже используют правильно, музыка идеально подобрана ко всем моментам игры. Но это не всё. В MGS4 теперь есть мп3-плеер, на котором вы можете во время игры включить музыку, которая соответсвует моменту по вашему мнению. Но, к сожалению, пока нельзя загрузить музыку с вашего жёсткого диска. В игре есть стандартный список мелодий о Kojima Productions, а также вы можете найти по ходу игры дополнительные мелодии. Ещё вы можете скачать некоторые мелодии через меню игры.
Итог
MGS4 отличная игра. Четыре года ожидания потрачены не зря. Мы наконец получили ответы на вопросы, которые мучали нас давно, получили просто отличный сюжет, не менее отличное музыкальное сопровождение и просто отличную игру. К сожаление, есть очень многое, что портит впечатление о четвёртой части, но не на столько, чтобы перестать считать MGS4 отличной игрой и отличным финалом серии.
Геймплей: 8.5 из 10
Сюжет: 10 и 10
Графика: 9.5 из 10
Звук и музыка: 10 и 10
Интерфейс и управление: 8 из 10
Итог: 9.5 из 10