Появление такой игры, как Heavenly Sword, для многих явилось событием долгожданным, ведь разработчики обещали поклонникам PlayStation 3 эксклюзивный, отточенный с визуальной точки зрения экшен, пропитанный героической атмосферой былых времен напополам с фэнтези. То есть игру в жанре, что был, есть и будет чрезвычайно популярен на консолях. Удалось ли студии Ninja Theory создать очередной классический хит? Давайте вместе разберемся

Повествование в Heavenly Sword начинается довольно-таки необычно: мы обнаруживаем себя уже во время финальной битвы. Главная героиня, Нарико, уничтожив бесчисленное количество врагов, погибает. А затем сюжет возвращает нас в недалекое прошлое, всего на пять дней назад, — и на протяжении всего прохождения прекрасная воительница будет сама рассказывать героическую историю, случившуюся между двумя этими этими моментами.

Сюжет в целом достаточно глубок, разработан вплоть до психологических экскурсов и загадочных сновидений (что не слишком-то типично для жанра). Персонажи — как отрицательные, так и положительные — раскрыты хорошо и весьма эмоционально. Так, Нарико предстает прекрасной, отважной и временами отчаянной. Ее подруга Кай выглядит ловкой, но порой беззащитной — по сути, еще ребенком. Отец Нарико, Шен,— выведен строгим и бескомпромиссным военачальником, ну а Бохан — предводитель противостоящей армии — упрямым и немного сумасшедшим фанатиком, готовым пойти на все ради достижения своей цели. Да и личности трех других боссов тоже неплохо представлены, вспомним хотя бы Летающего Лиса — безумца с извращенными понятиями о красоте, находящего таковую в жестокости, мучениях и убийствах.

Сюжет крутится вокруг самого Heavenly Sword — мощнейшего и опаснейшего оружия, дающего своему обладателю огромные воинские способности, однако постепенно забирающего силы хозяина — того, кто им воспользовался, ждет неминуемая гибель. Нарико, Шен и их клан являются древними хранителями клинка, поэтому стараются всеми силами помешать Бохану, возжелавшему овладеть мечом. В безвыходной ситуации героине приходится воспользоваться священным оружием, и теперь ее дни сочтены. Смерть протагониста, кстати, вещь, случающаяся в играх нечасто. «Убрать» второстепенного персонажа или друга главного — это всегда пожалуйста (за примерами далеко ходить не надо: Resident Evil 4 и Metal Gear Solid — вполне неплохие доказательства). Но вот чтобы уничтожить основное действующее лицо, столь полюбившееся геймерам, такое видишь нечасто. Впрочем, что мешает во второй серии его воскресить?

Завершая рассказ о сценарии, скажем пару слов о вселенной Heavenly Sword. Вполне естественными здесь смотрятся восточные мотивы: на ум сразу приходят Япония, Китай и, возможно, арабский Восток. Окружение и музыка тоже соответствующие, однако, стоит немного приглядеться, и станет понятным, что мир здесь полностью вымышлен и является неким смешением особенностей разных стран и времен
Теперь перейдем к графическому исполнению и главному достоинству проекта — тому, как он представлен. Визуально окружение выглядит впечатляюще: огромные пространства, гигантские здания и сооружения, величественные картины природы — правда, картинка немножко размытая. Модели персонажей реалистичны, в особенности это касается лиц ведущих героев: глаза, губы, брови, рот, щеки — все двигается в такт, создается впечатление, что находишься на просмотре, по меньшей мере, высокобюджетного мультфильма (спасибо технологии motion capture). Крови здесь немного — на это, видимо, разработчики не ставили. При рубке особых жестокостей не наблюдается, но можно так ударить или сломать шею, что слышен хруст разрываемой ткани и треск костей.
Число спецэффектов ограничено: при выполнении приемов главным образом впечатляют не отдельные детали, а размах происходящего. Особенно на это обращаешь внимание при большом скоплении противников в финальной битве, роскошь картинки которой, увы, куплена ценой количества кадров в секунду — игра в ней заметно подтормаживает (недостаток, ранее практически обходивший приставки стороной).

В целом, все красиво, масштабно и вполне соответствует ожиданиям от PlayStation 3. Картинка, безо всякого преувеличения, — главное достоинство Heavenly Sword. Но главное все-таки — не сама графика, а то, как она подана. Все сцены кинематографичны, блестяще срежиссированы и создают нужное настроение. А некоторые ролики можно поставить в один ряд с лучшими американскими историческими блокбастерами.

Особых слов заслуживает также озвучка. За Бохана говорит Энди Серкис, игравший Горлума и Кинг-Конга, голоса прочих героев не менее великолепны. У Нарико красивый низкий голос, как нельзя более подходящий отважной рыжеволосой воительнице. У Кай — высокий, детский, непосредственный, с задоринкой. Летающий Лис иногда произносит фразы спокойно и медленно, иногда же — быстро и напряженно, но всегда чувствуется, что за речью скрывается безумный маньяк. Ну, а о главном злодее и говорить нечего: не побоюсь предположить, что это одно из самых гениальных актерских выступлений за всю историю видеоигр.

Почти безупречна и музыка. Временами она тихая и спокойная, что идеально на фоне умиротворенных пейзажей и ландшафтов, часто — величественная и пафосная, как нельзя лучше подходящая для жестоких битв и сражений, а порой — торжественная, грустная и трагическая, особенно в финале, где нам придется навсегда попрощаться с Нарико. Задействованы многие музыкальные инструменты, некоторые из которых довольно редкие и своеобразные.
Геймплей проекта не зря сравнивают с God of War — многие элементы перекочевали в Heavenly Sword именно оттуда. Тем не менее, боевая система все-таки заметно отличается. Начнем с того, что у вас на протяжении почти всего прохождения только одно оружие — сам Heavenly Sword (за исключением первого получаса, когда Нарико еще не овладела божественным мечом и сражается обычным). Однако можно считать, что дерется главная героиня тремя видами вооружения, т.к. существуют три различные стойки для Heavenly Sword и, соответственно, три способа борьбы с противниками.

Стандартная стойка Heavenly Speed Stance предназначена для быстрых ударов средней силы — в принципе, это главный способ борьбы с противниками. Находясь в этой стойке и не атакуя (не нажимая никаких кнопок), Нарико будет блокировать обычные удары неприятелей (при их выполнении движения врагов подсвечиваются синим). Если же зажать L1, героиня станет в стойку Heavenly Range Stance и сможет доставать супостатов на дальнем расстоянии. Такие удары позволят разогнать не очень сильных соперников, однако нанесут минимальный урон. Также в этой стойке можно отбивать направленные на вас стрелы, но блоки запрещены. Зато реально поднять целый ураган из окружающих предметов, что выглядит довольно зрелищно, а в некоторых ситуациях — еще и исключительно полезно. Наконец, третья позиция называется Heavenly Power Stance — зажав R1, вы сможете наносить не очень быстрые, но мощнейшие удары, особенно эффективные против больших и сильных соперников и боссов. Кстати, если при выполнении боевого приема атакующий окружен аурой оранжевого цвета — заблокировать его удар можно только в Heavenly Power Stance.
Некоторые атаки невозможно заблокировать — когда враг окружен красной аурой, единственным способом избежать повреждений является уклонение, для чего служит правый джойстик (управление камерой возложено на L2 и R2). А вот сама Нарико способна пробивать блоки любых соперников, включая боссов, в чем поможет ряд специальных приемов. Выполнив один из них, можете смело проводить удар — соперник не сможет защититься. Весь перечень комбинаций во всех стойках можно посмотреть на паузе.

Еще одним хорошим способом борьбы являются контратаки — заблокировав удар противника, необходимо быстро нажать «треугольник», и персонаж проведет отличный контратакующий прием, причем иногда смертельный для врага. Другой полезный навык — удары в воздухе, для исполнения которых необходимо встать в Heavenly Range Stance и проатаковать, используя «треугольник», после чего воительница подбросит врага высоко в воздух. Здесь мешкать нельзя, и в дело вступают гироскопы Sixaxis. Необходимо быстро взмахнуть контроллером снизу вверх и, нажав комбинацию кнопок, разделаться с соперником в полете.

Ни один экшен не обходится без суперударов и специальных приемов, есть они и тут, причем выполнены на невероятно высоком уровне — Нарико наносит серию сокрушительных атак, цепляет неприятелей и раскручивает их вокруг себя, сбивая окружающих, ломает шею и конечности, подбрасывает врагов в воздух и т.д. и т.п. Выглядит все это чрезвычайно эффектно. Но дабы выполнить один из таких приемов, необходимо, чтобы заполнился индикатор особых ударов, растущий при выполнении комбоатак. Он состоит из трех секторов, после заполнения каждого из которых Нарико может использовать суперудары в одной из трех стоек (суммарно получается девять штук).
Что касается AI — к сожалению, все не очень здорово. Врагов всегда много, нападают они по десять, а то и больше штук, но ведут себя, как стадо баранов: кучкуются, мешают один другому, чего-то ждут, хотя можно легко атаковать со спины. При игре за Кай соперники пытаются уклоняться от стрел, однако выглядит это иногда даже комично: подбежав вплотную к подруге Нарико, не нападают, а… кувыркаются по земле. В общем, для такого масштабного проекта разработчикам стоило бы сделать противников поумнее.

Весьма интересно выглядит режим управления траекторией (стрелы или, к примеру, брошенного предмета). Так, хрупкая Кай не способна сражаться в ближнем бою, а единственным ее оружием является арбалет, потому приходится прятаться в укрытиях и оттуда стрелять. Вы нажимаете кнопку, болт летит, а камера сопровождает его до момента соприкосновения с телом неприятеля. Прямо как в лучших голливудских боевиках, но процесс-то управляем! Как нетрудно догадаться, здесь вновь вступают в дело гироскопы Sixaxis: следует правильно направлять траекторию полета, наклоняя контроллер влево-вправо и вверх-вниз. Правда, иногда в таких эпизодах приходится посидеть, чтобы освоиться, но в целом ощущения не сравнимы ни с чем.

Ну а теперь поговорим о quick time events — системе, часто используемой в последних экшен-приключенческих проектах, когда игроку предстоит быстро и правильно отработать на геймпаде последовательность появляющихся на экране кнопок и быть вознагражденным небольшой по длительности, но невероятно эффектной скриптовой сценкой. Увы, в этом режиме Heavenly Sword вчистую проигрывает той же God of War, с ее невероятно жестокими, кровавыми и впечатляющими картинами убийств. Здешние сценарии, к сожалению, коротки, не так эффектны, клавиши надо нажимать предельно быстро, а последовательность комбинаций повторяется, так что ее нетрудно заучить.

Почему не шедевр?

Перейдем к другим недостаткам Heavenly Sword. Видов врагов в проекте мало, а боссов лишь четыре, чего явно недостаточно. Да, рубиться интересно, но все же хотелось бы большего разнообразия. Кроме того, игра — пусть и занимательная, но чрезвычайно короткая, всего 5 — 6 часов чистого времени (если не считать не слишком интересных стандартных особых возможностей). Боевая система Heavenly Sword хороша, но не слишком требовательна — можно просто нажимать на все кнопки подряд и все равно крушить соперников в пух и прах (впрочем, для некоторых категорий геймеров это, скорее, плюс, чем минус). Исключение составляют разве что битвы с боссами и снятие блоков с врагов — здесь необходимо запомнить определенные комбинации. В общем, по сложности и проработке боевой системы это — совсем не Ninja Gaiden и даже не God of War или Devil May Cry.

В игре полностью отсутствуют элементы RPG, столь популярные сейчас в экшенах. Почему разработчики решили от них отказаться, не совсем понятно — особенно учитывая, что времени у них было предостаточно, а проект оказался совсем непродолжительным. Правда, есть некое подобие развития, заключенное в открытии дополнительных приемов (для чего нужно набирать очки при проведении комбинаций), но этого мало.

Мир Heavenly Sword не слишком интерактивен: разбивать и использовать можно немногие предметы. Головоломки практически отсутствуют, есть лишь единственная (пусть даже эффектная) их разновидность: иногда необходимо метать щиты в заданные предметы. Здесь, как и в случае со стрельбой из лука, придется управлять траекторией полета.

Итого

Некоторые печатные и сетевые издания поставили Heavenly Sword незаслуженно низкие оценки. Возможно, это связано с тем, что проект был широко разрекламирован, и от него ждали слишком многого — действительно, разработчики обещали, в частности, самую красивую игру на платформе. Увы, Heavenly Sword не стал прорывом в жанре, не вошел в анналы классики, однако это — добротное, красивое и эпическое творение. Великолепно поданное и срежиссированное, с завораживающей музыкой и неповторимой озвучкой. Каждому любителю экшенов стоит попробовать это пусть и короткое, но незабываемое действо.