Минимальные требования: 2 GHz, 1 GB, video GeForce 6600GT/RadeOn 9600 256 MB
Рекомендуемые требования: 3 GHz, 2 GB, video GeForce 7800GT/RadeOn X850 512 MB
На сей момент существует как минимум три лагеря игроков, которые уже успели попробовать третью «Готику» на зуб и не преминули поделиться своими впечатлениями на многочисленных форумах.
Первая группа — это фанаты серии, которые с пеной у рта доказывают, что да, мы получили ту самую третью инкарнацию «Готики», и посему все вопли по поводу ее явной сырости — лишь жалкие происки ленивых казуалов, которым не по зубам разобраться в такой великой игре. Вторая — тоже фанаты, но фанаты разочарованные, злые и недовольные. Их раздражают все нововведения, их бесит примитивная боевая система, их расстраивают дохлые орки, «фабловский» способ чтения книг, «попугайчатые» скайвенджеры и еще тысяча и одна мелочь. Третья — люди, о «готической» серии и слыхом не слыхивавшие. Как правило, от них поступают самые недоуменные посты в стиле — я чего-то недопонял, или так оно и должно быть? В ответ представители первой фракции с презрительным равнодушием советуют поиграть в предыдущие части и немного напрячь серое вещество, а представители второй пускаются в пространные объяснения на тему, что раньше, дескать, и снег был белее, и вообще зря все так сделали.
Но нечто общее у всех трех группировок есть — это тотальное непонимание, как игра умудряется тормозить, подвисать и свопиться даже на тех компьютерах, которые полностью отвечают рекомендуемым системным требованиям. Да, «Готика» красива, ее картинка производит самое приятное впечатление, а первый взгляд на величественный водопад способен заворожить самого взыскательного эстета; но, по большому счету, среди этих красот нет ничего, что мы уже не видели бы в том же Oblivion, а системные требования у того куда как скромнее. По всей вероятности, все ресурсы системы уходят на то, чтобы поддерживать оригинальный «бесшовный» мир, который открывается безо всяких отдельных подзагрузок.
А мир этот действительно прекрасен. И картинка тут играет глубоко вторичную роль, тем более что ее, откровенно говоря, есть за что и поругать. Атмосфера игры — вот та неуловимая субстанция, которая способна приковать к монитору на всю ночь. Все игры серии Gothic славились своим умением околдовать того, кому хватало терпения притереться к их особенностям, и, похоже, с выходом третьей части в этом плане ничего не изменилось. «Готика 3» — не из тех доступных дамочек, которые на первом же свидании позволяют все. Чтобы она открыла вам свою душу, должно пройти время — для каждого свое. Это холодная, прозрачная, гордая и высокомерная немецкая ролевая классика, продукт класса «только для просветленных». Этакий ролевой хардкор, вещь в себе, разобраться в которой — истинное наслаждение.
К сожалению, поспешный выпуск игры привел к тому, что наслаждение это оказалось приправлено изрядной дозой недоумения (и это мягко говоря). Почему? Давайте разберемся.
В принципе, если сейчас поднять наши старые заметки, то окажется, что разработчики честно сдержали слово практически по всем пунктам, которые были ими обещаны. Здесь есть сильный, интересный и захватывающий сюжет, в котором такие понятия, как «добро» и «зло», размыты до полного взаимопроникновения. Здесь есть почти все наши старые знакомцы из предыдущих частей игры, три основных фракции и множество сторонних. Здесь действия многих персонажей туманны (особенно Ксардаса, который стал предводителем орков), а некоторые события совершаются с течением времени сами по себе. Здесь жители днем занимаются делом и гуляют по им одним известным маршрутам, а ночью спят (хотя встречались и такие экземпляры, которые с утра до ночи простаивали возле открытой книги, мешая подступиться к заветному знанию).
Мы в компании трех верных спутников прибываем на материк на корабле и тут же на собственной шкуре знакомимся с политической ситуацией. Проще говоря, отбиваем нападение орков. Вся Миртана захвачена, и в каждом крупном городе орки ведут какие-то странные раскопки, а нам всякий раз придется добиваться их особого расположения, чтобы получить доступ в центральную часть поселения. При этом мы можем очень долго сохранять нейтралитет, работать на ваших и на наших, маневрировать и сдавать всех и вся ради личной выгоды. Рано или поздно выбор, конечно, придется сделать, но, учитывая ошеломительные размеры мира и невероятное количество сторонних квестов, момент этот можно откладывать сколько душе угодно.
К сожалению, лог квестов организован не совсем удачно — бывает, что там остается задание, которое уже невозможно выполнить. Сортировка квестов тоже оставляет желать много лучшего, хотя идея вносить в описание кусочки диалогов довольно удачна. Мини-карты как не было, так и нет, в качестве ориентира служит компас, а притаившееся в траве зверье так и норовит покусать зазевавшегося путешественника. Если вы зашли в ближайший лесок мирно пособирать траву, держите уши широко открытыми, и тогда всегда сможете определить, что вас собираются лишить драгоценного здоровья — по изменившейся фоновой мелодии.
Впрочем, если вами готовится полакомиться местный кабан, то вы даже не успеете вытащить меч. Кабан — это, по всей вероятности, венец местной пищевой цепи. Вы можете быть сколь угодно крутым воином, поднять пару революций, уложить сотню орков, прибить пару драконов... но итог нечаянной встречи с кабаном не возьмется просчитать ни одна гадалка. Единственное спасение от этого бича божьего — расстрелять его с какого-нибудь возвышения, хотя тут нас ждут аж две неприятности: во-первых, герой разучился карабкаться и подтягиваться (хотя взамен научился довольно резво прыгать), и во-вторых, кабан преспокойно может войти в камень, на котором пристроился наш протеже, и закусать его за пятки (надеемся на очередную заплатку, которая исправит это недоразумение).
Баланс в новой «Готике» смещен достаточно сильно — скажем, орки вообще не вызывают проблем (для тех, кто прошел предыдущие части игры, это весьма непривычно), а вот какая-то стрекоза или стая волков могут надавать люлей, стоит только на секунду зазеваться. Но с кабаном не сравнится никто. В первые дни после релиза на форумах была даже шутка, что финальный босс — это, несомненно, огромный, вонючий и блохастый кабан.
Путешествуя по миру игры, вы на каждом шагу будете натыкаться на сундуки со всяческим барахлом — их количество таково, что иногда кажется, будто все население материка хоть раз да переезжало куда-то, в спешке забывая свои пожитки где ни попадя. С другой стороны, прыжки по самым недоступным местам, как правило, не приносят ничего, кроме головной боли, — а ведь гораздо приятнее было бы изредка найти хорошо запрятанный сундучок с какой-то действительно ценной вещью, чем собирать всяческое рандомно генерирующееся барахло сомнительного достоинства на каждом шагу. Сундуки теперь открываются автоматически при наличии нужного навыка и отмычек в инвентаре — возня со взломом осталась в прошлом.
Как и было обещано, городов в игре пара десятков, для быстрого перемещения между ними используются руны-телепорты. Беда лишь в том, что эти руны приходится искать по всему городу, буквально роя носом землю и совершая тысячу и одно противозаконное деяние, в основном — очищая все подвернувшиеся под руку сундуки. Обычно этот процесс мирно не проходит, и даже более того — если вы забрали пару вещиц в доме в отсутствие хозяина, первый же стражник выдаст грозную тираду примерно следующего содержания: «Эй ты! У нас кое-что пропало, и мы тут думаем, кто бы это мог сделать...» На что главгерой спокойно ответит, что он тут ни при чем, и инцидент будет считаться исчерпанным. Ну а если слегка зарваться и начать нокаутировать всех подряд жителей, чтобы те не мешали процессу выноса ценностей из их домов, терпение стражников может и кончиться — и тогда не миновать обидной показательной порки, после которой ворчащая стража заберет в качестве морального ущерба наше оружие и немного золота.
А вот рентгеновского взора охранников, который так пугал нас в Oblivion, здесь нет и в помине. Даже если в вашем инвентаре (к слову, абсолютно безразмерном и довольно удачно организованном по нескольким закладкам) наворованных мечей столько, что можно вооружить небольшое войско, стража соседнего города об этом в жизни не догадается. За что, ей-богу, отдельный респект разработчикам.
Ролевая система новой «Готики» осталась фактически неизменной, предлагая нам по собственному выбору творить из персонажа воина, мага, вора, охотника, кузнеца, алхимика либо учиться всему понемногу. Каждый уровень дает десяток очков, которые могут тратиться на прокачку характеристик либо на обретение новых знаний, при этом нам все так же надо найти учителя. Список навыков в каждой специальности такой вкусный, что немедленно хочется заполучить все — взять в руки два меча, научиться варить зелья с постоянным эффектом, вскрывать самые хитрые сундуки, уметь затачивать оружие, поливать врагов огненным дождем, снимать шкуру с каждого убитого зверя, вырывать клыки и выдирать когти.
Как вы прекрасно понимаете, все сразу — значит, ничего хорошо. К процессу выбора специализации для героя нужно подходить с умом, и хотя уровни в игре набираются весьма быстро, очков обучения катастрофически не хватает. Кстати, отметим, что не хватает и золота: один урок стоит до 5000 золотых монет. С другой стороны, хорошая броня может стоить 70 000 и больше, так что учителя, можно сказать, обходятся нам сравнительно дешево.
Если вы твердо вознамерились сделать из своего протеже великого мага, приготовьтесь к трудностям. И даже не потому, что, согласно сюжету, магия исчезла из мира «Готики». Рунная магия действительно исчезла, но вот так называемая истинная магия живет и процветает. Учителя, готовые поделиться знаниями, встречаются достаточно часто, а еще по миру игры раскиданы алтари богов. Вознесите молитву, выложите причитающуюся сумму — и наслаждайтесь новым заклинанием, в числе которых, например, вскрытие замков, вызов демонов и (самое любопытное) тотальная промывка мозгов вашему собеседнику. Даже если он на что-то капитально обиделся, вам достаточно прочесть заклинание — и все, можно начинать светскую беседу. Играть магом сложно ровно до того момента, пока ваш персонаж не изучит регенерацию маны и парочку заклятий позабористей. После этого маг превращается в смертоносную и абсолютно самодостаточную мясорубку, которой от сюжетного возвращения в игру рунной магии уже ни горячо, ни холодно.
Самое спорное нововведение третьей «Готики» — абсолютно аркадная боевая система. Она скажется на всех, кто желает сделать своего протеже воином, и сводится к тому, что противников можно убивать элементарным закликиванием (особенно на первых порах). Ситуация частично исправится после того, как персонаж изучит навыки обращения с щитом или, например, двумя мечами, — комбинируя две клавиши мыши и WASD, можно добиться весьма изящных комбо, в том числе с разворотом назад. Но тут в дело вступает еще и «уникальный» интеллект наших сотоварищей, которые иногда сопровождают нас в похождениях и вечно норовят нокаутировать на пару вместе с общим противником. Верно и обратное — в общей свалке легко задеть зазевавшегося друга, после чего он обычно обижается и пытается отомстить.
Вообще, интеллект наших временных попутчиков иногда заставляет просто хлопать глазами в немом изумлении. Если они ведут нас, то могут красиво и изящно обойти одного монстра и тут же врезаться в стаю других. Вместо того чтобы прибавить ходу и убежать (бегущего человека здесь не в силах догнать никто), они начинают метаться, в результате чего на них нападает еще парочка монстров, которые до поры стояли в сторонке, и только после этого начинают драку. Если же мы ведем их, они вполне могут запутаться в трех соснах, намертво застрять в камне или начать оббегать какое-то препятствие по совершенно немыслимой траектории. С кем из попутчиков все пройдет как по маслу, а для кого лучше заранее расчистить путь, не уповая на его разумность, проверяется только эмпирическим путем.
Напоследок отметим, что в игре предлагается три уровня сложности, которые вполне оправдывают свои наименования. При этом настоящие фанаты серии признают только последний уровень, на котором Gothic 3, особенно в ее текущем состоянии, окончательно становится игрой не для слабонервных.
В заключение пара слов, которые, вероятно, будут выглядеть как оправдание. Вы наверняка уже обратили внимание, что игра, которой мы готовы были чуть ли не авансом дать «Наш выбор», получила оценку, явно неадекватную понятию «шедевр». Так вот, несколько часов, потраченных на подбор оптимальной конфигурации и устранение всех багов и глюков, у подавляющей части редакторского коллектива убили на корню то хрупко-льдистое очарование, которое мы испытывали, держа в руках заветную коробочку. Ну а некоторые обидные несуразности геймплея добавили хорошую бочку масла в костер негодования.
Отредактировано Alex_D20 (30-08-2008 01:09:48)