Об игровом компьютере Sony PlayStation 2 Computer Entertainment System (http://www.playstation.com/, http://www.scea.com/) уже сложили множество легенд. Не так давно по всему эфиру (включая радио, Интернет и телевидение) прошла информация, что инженеры Саддама Хусейна использовали компоненты этой игровой консоли для систем навигации боевых ракет, а то и вовсе кластеры на консолях строят для сложных математических расчетов. Звучит красиво - прямо-таки "космические технологии" Sony PlayStation 2… С другой стороны, дыма без огня не бывает, ведь Sony PlayStation 2 - совсем недавно была самой мощной игровой консолью. Что же такого революционного есть в PS2 (так принято называть PlayStation 2 для краткости)?
Во-первых, PlayStation 2, с учетом репутации производителя, фактически позиционируется как элемент домашнего кинотеатра. На борту она несет проигрыватель DVD 4X, мощную звуковую подсистему и аудио/видео-интерфейсы, включая USB и i-LINK (фирменный IEEE-1394/Firewire, только от Sony).
Для приставки Sony разработала специализированный 128-разрядный RISC-процессор с тактовой частотой 294,912 МГц (именно такой, а не 300 МГц), который без выкрутасов назвали Emotion Engine (генератор эмоций). Емкость кэша инструкций - 16 Кбайт, а общая емкость кэша данных - 24 Кбайт (8+16 ScrP). В своем компьютере Sony традиционно использует распределенную архитектуру, в которой ключевые функции усилены специализированными сопроцессорами. Конкретно в PlayStation 2 используются векторные сопроцессоры и сопроцессор FPU для отработки операций с плавающей точкой (что критично для 3D-графики). В результате производительность подсистемы операций с плавающей точкой достигает 6,3 GFLOPS. Производительность 3D-подсистемы с обсчетом геометрии составляет 66 млн. многоугольников в секунду. Подсистема памяти построена на Direct RDRAM. Объем ОЗУ - 32 Мбайт.
Аппаратная реализация графической подсистемы PS2 тоже впечатляет. Ее ядро - графический процессор Sony Graphics Synthesizer с тактовой частотой 147,456 МГц, оперирующий 4 Мбайт собственной видеопамяти DRAM. Полоса пропускания шины видеопамяти составляет 48 Мбайт/с. Скорость прорисовки многоугольников (полигонов) - 75 млн. многоугольников в секунду. Графическая подсистема поддерживает множество режимов экранного разрешения - от 256?224 до 1280?1024 экранных пикселов. И наконец, реализована поддержка декодирования MPEG2 (важно для воспроизведения DVD, например).
Система кодирования сигналов в звуковой подсистеме PS2 - ADPCM, 48 каналов для аппаратной полифонии на звуковом процессоре SPU2 плюс динамически назначаемые программным способом голоса. Звуковой процессор оперирует 2 Мбайт отдельной памяти, а на выходе генерируется сигнал с частотой выборки вплоть до 48 КГц (DAT-качество).
Особенно примечательна подсистема ввода-вывода PS2, у которой тоже имеются в распоряжении отдельные 2 Мбайт памяти и процессор. Разрядность шины ввода-вывода - 32 бит, частота - 33,9-36,9 МГц. Помимо традиционных двух портов для подключения игровых манипуляторов и пары слотов для специальных карт памяти в PS2 интегрированы два интерфейса USB и один IEEE-1394 i-LINK. Последний - признанный стандарт для обмена цифровым видео и другими плотными потоками мультимедийной информации. Завершает "ансамбль" слот PCMCIA Type III.
Производительность DVD-привода, включенного в архитектуру приставки, составляет 4х (CD считываются на скорости 24х). Излишне говорить, что приставка PlayStation 2 способна воспроизводить музыкальные компакт-диски, DVD-фильмы и CD-ROM для PlayStation 1. Небывалый успех PlayStation 2 обусловлен еще и тем, что приставка полностью совместима с играми своей предшественницы - бестселлера Sony Playstaion 1 (Консоль 9000), для которой во всем мире были выпущены миллионы CD-ROM с сотнями наименований игр, а число наименований официальных игр уже приблизилось к тысяче. Если же учесть еще немереное количество "контрафактных" копий, над которыми трудится пол-Китая... то причину популярности этой приставки понять несложно.
Критики PlayStation 2 сравнивают эту приставку с Microsoft XBox, имея в виду отсутствие у PS2 жесткого диска и невозможность воспроизводить DVD-фильмы без специальной программки, поставляемой на фирменной карте памяти. Однако у Sony - мгновенная реакция, и в американской версии приставки появились важные изменения:
1. добавлен отсек для установки 3,5-дюймового жесткого диска;
2. предусмотрен блок расширения с сетевым интерфейсом. А маркетологи Sony уже прочат этой консоли место семейной платформы для электронной коммерции и доступа в Интернет;
3. аппаратно реализована поддержка воспроизведения видеофильмов с DVD-носителя, отпала необходимость установки специальной Memory Card.
В итоге выходит, что Sony PlayStation 2 в своем американском варианте даже по формальным (необъективным) признакам мало чем уступает консоли Microsoft XBox. А игр для PS2 больше в сотни раз. К тому же Microsoft придется "бороться" еще и с психологией сотен тысяч пользователей, ведь сегодня PlayStation (как первая, так и вторая) - уже своего рода культовая консоль. Один пример: в Брайтоне владельцы гостиницы Pelirocco очень быстро превратились в состоятельных людей, поскольку в каждой комнате имелась приставка PlayStation. Всего-то и делов.
PS2 была представлена на американском рынке в конце октября 2001 года (в Японии - на полгода раньше), а к марту следующего года было продано уже 3 млн. этих консолей. Чтобы удовлетворить спрос на консоль в Европе, PlayStation 2 доставляли из Японии самыми грузоподъемными самолетами "Руслан" (морем - слишком долго).
Как и все игровые консоли, PS2 обходится производителю гораздо дороже своей розничной цены и дотируется производителем. Sony выгодно продать как можно больше консолей по заниженной цене, чтобы потом "отбить" свои деньги сторицей на лицензионных отчислениях, поступающих от продавцов игр для этой платформы.
Коль скоро PlayStation 2 - это компьютер, хотелось бы знать о его взаимоотношениях с Интернетом. Сегодня известно, что таковые имеются. В Японии уже выпущены браузер Planetweb Web Browser для PS2 и средства доступа в Интернет (и не только широкополосные). Особенность браузера для телевизионной приставки - поддержка тонированных шрифтов, которые сглаживают эффект дрожания и мерцания на экране обычного телевизора. Впрочем, для Японии вполне могут считаться обычными такие вещи, как вертикальная развертка в 100 Гц (у большинства телевизоров - 50 Гц).