Минимальные требования: 1 МГц, 512 Мб, 64 Мб видео
Рекомендуемые требования: 2 ГГц, 1 Гб, 128 Мб видео
Идеи, заложенные в DeathTrack (1989) и позже закрепленные в менее известном Quarantine (1994), не получили на PC широкого распространения. Даже среди офлайновых гоночных аркад не так уж много игр, где можно вдоволь пострелять по оппонентам. Да и те, что есть, назвать особо удачными не получается.
Казалось бы, что может быть проще: сделать несколько запоминающихся треков, смоделировать побольше четырехколесных болидов, наладить физику, отшлифовать баланс... Вот только почему-то всех последователей Dynamix (разработчики DeathTrack) кидало в одну из крайностей. В итоге получались либо обычные гонки, где пулеметы/ракеты/гранаты были не более чем бутафорией, мало влияющей на исход заездов, либо эдакий массакр, в котором геймеры напрочь забывали о необходимости добраться до финиша и лишь с упоением отстреливали себе подобных. Есть надежда, что что-то приличное получится у SkyFallen Entertainment в «Death Track: Возрождение», но это еще бабушка надвое сказала.
В онлайне же «боевых» гоночных аркад, можно сказать, и вовсе не было. Интернет-баталии Road Wars не в счет: сетевой код был не отлажен, а сервера постоянно падали. А от стрельбы по машинкам в Auto Assault постоянно отвлекала необходимость выполнять нудные квесты.
Поэтому вдвойне удивительно, что настоящий идейный наследник DeathTrack проклюнулся именно в MMOG-среде. В Upshift StrikeRacer баланс между скоростными гонками по трассам и ураганной стрельбой из всех стволов выверен буквально до миллиметра.
Ракетой из-под капота
Сердце игры — режим StrikeRacing, гонки на выживание. Создаем аккаунт, заходим в игру, выбираем сервер с пингом поменьше, выжимаем сцепление, газ в пол, рука на гашетке — и стальной болид устремляется к финишу. Проходит несколько секунд, и характерный звук сигнализирует о том, что все стволы, навешанные на машину, готовы к бою (изначально они деактивированы, чтобы игроки не устраивали возню на старте).
Камикадзе-техника «пали во все, что движется» в StrikeRacer не работает. Несмотря на безумные скорости, необходимо выработать тактику боя. Крошить врага в стальную пыль можно при помощи трех основных видов оружия. Догнав резво летящего вперед противника, можно нафаршировать багажник его болида из пулемета. Если враг удирает слишком уж резво, придется прищучить его самонаводящейся (но до определенных пределов) ракетой. Ну а чтобы то же самое не проделали с вами севшие на хвост оппоненты, понадобятся различные виды мин: некоторые взрываются только когда на них наедет автомобиль, другие активируются самостоятельно через несколько секунд, есть и взрывпакеты, оборудованные датчиком движения, спастись от таких можно только усиленно маневрируя.
На каждой трассе есть несколько «заправочных» точек, промчавшись через которые получаешь какую-нибудь уникальную возможность: ускорение, ракету повышенной мощности, защиту. Заранее предугадать, что именно выпадет, нельзя, зато в каждой машине есть целых три слота под бонусы. А значит, снова появляется возможность тактической игры. Собрать, допустим, ракету, ускорение и защиту, догнать самого сильного противника, пустить ему боеголовку под бампер, врубить защиту и резко ускориться. Вот только, собирая бонусы, всегда нужно быть начеку: противники так и норовят оставить возле них какой-нибудь «сюрприз» замедленного действия — мину или взрывпакет.
Правильная концепция
Все оружие намертво закреплено на кузове, то есть наводится исключительно при помощи курсорных клавиш, одновременно с поворотами авто. Управление мышкой в игре не предусмотрено. И, знаете, складывается впечатление, что именно благодаря этому игра получилась столь увлекательной. Управление мышью в подавляющем большинстве подобных игр напрочь убивает тактику. Нет смысла садиться на хвост оппоненту, если он в любой момент может достать вас турелью. В Upshift же приходится маневрировать, пытаясь поймать противника в перекрестие прицела; совершать невероятные кульбиты на трассе, чтобы уйти от пущенной под выхлопную трубу ракеты; завидев впереди мины, заблаговременно включать энергетическую защиту.
Если же всего этого не делать, то шансов прийти в тройке лидеров практически нет, а значит, очков опыта (Lights) и денег (Reputation) дадут куда меньше. Без них же в Upshift далеко не уедешь. Накопленный опыт определяет ваш уровень (всего их в игре 60), чем он выше, тем более продвинутые виды автомобилей, оружия, брони и различных бонусов будет доступно в местном магазине. Ну а деньги позволяют все это разнообразие приобрести.
Вот что забавно: подавляющее большинство примочек нельзя купить навсегда, можно лишь взять в аренду. Чем больше срок — тем дешевле выходит. Аренда гатлинга на один день может стоить целых 600 монет, а на месяц — всего 3000. Вроде бы непонятно зачем сделанное ограничение, на деле же подобный подход делает игру еще более азартной. Сначала накапливаешь деньги, потом по очереди пробуешь каждый вид оружия, подбираешь наиболее удачные комбинации. С их помощью зарабатываешь еще больше денег — появляются новые позиции в магазине, то есть снова нужно искать самые мощные сочетания оружия.
Игра держит в напряжении постоянно. Стоит почувствовать себя более-менее уверенно в заездах, где каждый игрок сам за себя, как уже нужно выступать в командных гонках. Приходится учиться взаимодействовать с соратниками: прикрывать лидера корпусом, вовремя перехватывать самые полезные бонусы, расставлять ловушки так, чтобы в них не попали свои. Upshift StrikeRacer чуть ли не единственная на нашей памяти гоночная игра, где по-настоящему работает командная тактика.
Устав от горячих боев, можно отдохнуть в режиме заезда без стрельбы — очков тут дают не так много, да и удовольствия от гонки, прямо скажем, маловато. Ну а тем, кто устанет от онлайна, настоятельно рекомендуем попробовать себя в одиночных заездах на время. Сумеете возглавить чарт лучших гонщиков месяца, получите серьезный приз в местной валюте — в боях столько денег можно заработать только за 2-3 недели напряженных заездов.
Здоровый скепсис
Upshift StrikeRacer, однако же, не идеален. Основной недочет игры — графика. Во времена лощеных Need for Speed: ProStreet и Colin McRae DiRT выдавать такую картинку просто неприлично, даже для онлайнового проекта. Антураж за бортиком трассы вообще никакой, а иногда разработчики и вовсе подсовывают грязно размытую текстуру, в которой с трудом угадываются дома, зрители, иногда горы или пустыня.
Выбор автомобилей, оружия и запчастей в местном магазине огромен. К сожалению, лучшее продается только за реальные деньги.
Сами треки сделаны много лучше, но и тут есть на что поругаться. Полигонов крайне мало, текстуры местами наложены криво. Очень хочется написать, что спецэффекты спасают положение, но, увы, ничего они не спасают: просто оттягивают на себя внимание, сами по себе они тоже устарели на много лет.
Лучше всего обстоят дела с машинами. Детализацией их тоже обделили, так что зализанных обтекаемых кузовов не ждите, но сами модельки сделаны с любовью, недостаток полигонов компенсирован характерным «рубленым» стилем. Все углы на кузове авто нарочито грубые, создается впечатление, что катаешься не на спорткарах, а на миниатюрных танках с активной броней. Что, как вы понимаете, вполне в духе игры.
Впрочем, графика отталкивает только в самом начале, после 4-5 заездов драйв перевешивает и на неказистую картинку внимания не обращаешь. Благо архитектура гоночных трасс (всего их в игре около 20, разработчики регулярно добавляют новые) проработана прекрасно. Со звуковым же оформлением все куда печальней. Музыкальные технозарисовки в Upshift StrikeRacer просто отличные, звуки выстрелов и взрывов тоже не подкачали, а вот со столкновениями и торможением все не так гладко. При использовании ручного тормоза — а тянуть его на себя во время гонок придется очень часто — раздается ужасающий скрип. Меньше всего он похож на стучание тормозов при действии ручника, очень сильно раздражает. До смешного доходит: чтобы не слушать этот кошмарный скрежет лишний раз, в крутые повороты входишь не на ручнике, а заранее сбросив скорость. Звуки столкновения просто невзрачные: никаких сочных металлических ударов, так, легкое жестяное позвякивание.
Физика в Upshift StrikeRacer примитивная, аркадная, но очень приятная. Каждое движение автомобиля ощущаешь буквально кончиками пальцев. Вхождения в повороты проходят очень логично: стоит немного потренироваться — и даже в крутом заносе, на скорости под 300 км/ч, вы будете полностью контролировать машину.
* * *
Upshift StrikeRacer, хоть и страдает от множества недоработок и провалов в техчасти, но способен увлечь на долгие недели, а то и месяцы. Есть, правда, еще одна серьезная неприятность. Игра бесплатная, но, прокачавшись до 30 уровня, все же придется задуматься о денежных вливаниях. Наиболее мощное оружие и навеску на авто можно купить только за... potatoes. «Картофель» — это специальная игровая валюта, общая для всех игр компании Gala-Net (их игровой портал называется gPotatoe, отсюда и название). Переводите деньги с карточки, на ваш виртуальный счет зачисляется некоторое количество «картошек», после чего можно добавить их в любую из игр компании.
Получится ли играть совсем бесплатно? Безусловно. Вот только вы не представляете себе, как обидно, когда в заезде побеждает какой-нибудь низкоранговый гонщик, который потратил на прокачку своего авто долларов 5-6.