Подведем итоги 30-го ММКФ
Юбилейный кинофестиваль очень гордится тем, что за время своего существования открыл немало талантов всему миру, наградив первым их призами, после чего те стали достоянием мирового киносообщества. Это и финский режиссер Аки Каурисмяки, и поляк Кшиштоф Кесьлевский, и японец Канэто Синдо, и венгр Иштван Сабо. Кроме того, феномен иранского кино возник не на рубеже 80-90-х годов, как принято считать, а в 70-е и именно в Москве. Повлиял ли последний факт на решение жюри присудить и в этом году главный приз за лучший фильм именно иранской картине, останется загадкой.
Только запомнились слова председателя международного жюри великолепной шведской актрисы Лив Ульман во время вручения приза о том, что момент сей очень важен и не только для кино. "Золотой Святой Георгий" получали режиссер Реза Мир Карими и исполнительница главной роли Хенгамех Гажиани. Цитирую Ульман: « Запомните этот момент, когда на сцене стоят две женщины-актрисы, одна с покрытой головой (она имеет в виду иранскую актрису), другая - с непокрытой. Это же прекрасно!».
Вообще политики на 30 ММКФ было много, но об этом чуть позже. Вернемся к победителю. Фильм «Проще простого» наглядно передает один день жизни иранской домохозяйки, который состоит из нехитрых, но важных по сути, повторяющихся действий: готовка, стирка, уборка, покупка продуктов и т.п. А еще детей в школу отвезти-привезти, мужа с работы встретить, да так, чтобы все были всем довольны и счастливы. Если честно, после просмотра мне показалось, это очень женский фильм. Но многие мужчины признавались, что отлично поняли и прочувствовали героиню. У режиссера было мощное оружие – актриса, которая не сходила с экрана почти все 97 минут фильма, передавая всю внутреннюю боль, недосказанность, обиды своей героини через взгляды, жесты, дыхание. Хенгамех Гажиани на ММКФ очаровала всех не только своей красотой, но и необычайной доброжелательностью, уделяя каждому к ней подходившему очаровательную улыбку и возможность пообщаться, чего нельзя сказать о наших звездах. Картине «Проще простого» отдали свой приз также российские кинокритики.
В отличие от иранского кино, феномен израильского кино, который переживает свой расцвет, не был замечен призами 30 ММКФ, даже несмотря на то, что приз зрительских симпатий ушел именно в эту страну. Картина «Для моего отца» - трогательная история несостоявшейся любви арабского террориста-смертника и молодой еврейки. Очень распространенная в Израиле тема, после другой, не менее важной. Но война между арабами и евреями тут не главное. Режиссер скорее исследует проблему зависимости человека от общества, в котором живет, его несвободы. Фильм на другую упомянутую тему показывался вне конкурса, в рамках программы «Израильское кино сегодня», и рассказывал весьма увлекательную и не очень правдоподобную историю о том, как молодые евреи пытались отомстить немцу-фашисту и просто плохому человеку.
Приз за лучшую мужскую роль достался американскому актеру Ричарду Дженкинсу за роль в фильме «Посетитель». Очень милое «неголливудское» кино, покорившее всех добротой, юмором и оптимизмом. А исполнительница главной роли в итальянской картине «Дни и облака» Маргарита Буй получила награду за лучшее исполнение женской роли. Бонусом к вышеуказанным призам были часы Carrera y Carrera.
Специальный приз жюри 30 ММКФ уехал во Францию, которая представляла фильм «Простая душа». Костюмированная экранизация французской классики – незаменимый атрибут Московского кинофорума. Снять очередное историческое кино не являлось целью Марион Лэйн, автора картины. Взяв за основу роман Гюстава Флобера она попыталась сделать очень современное кино о вещах, которые вне времени. Сандрин Боннер в главной роли была великолепна и самоотверженна. Но это была не единственная награда французов.
Приз имени Станиславского "Я верю" за выдающееся актерское мастерство получила французская актриса Изабель Юппер, ретроспектива фильмов которой проходила на 30 ММКФ.
Одним из фаворитов конкурсной программы на протяжении всего фестиваля был молодой и талантливый болгарский режиссер Явор Гырдев с картиной «Дзифт». Дебютная работа театрального режиссера в кино больше похожа на своеобразную селекцию театра и кино в традициях фильмов нуар с элементами соцреализма. Комбинацию противоположностей подчеркивает резкий монтаж. Сам Гырдев называет свою работу «отстранненным». Да, это не ошибка, именно с двумя буквами н, чтобы больше подчеркнуть его необычность и странность.
Концептуально - единоборство нигилизма и надежды в самом человеке, и его обесценение в абсурдной ситуации. За очень смелый и неординарный фильм Явор Гырдев получил приз за лучшую режиссерскую работу. Скорее всего, фильм этот покажут у нас в ограниченном прокате, но под другим названием. Хотя бы ради приличия.
Кроме основного конкурса на ММКФ проходит конкурс дебютов «Перспективы». Победила в этом соревновании картина из Мексики «Кумбия нас связала».
Хотелось бы отметить 2 фильма из данной программы, которые мне показались особо интересными. Они оба сделаны в документальном жанре и вызвали немалый ажиотаж и споры. Режиссер Игорь Майборода представил фильм «Рерберг и Тарковский. Обратная сторона «Сталкера» о жизни и творчестве одного из самых талантливых кинооператоров, народного артиста РСФСР, снявшего такие известные фильмы, как «Первый учитель», «История Аси Клячиной», «Дворянское гнездо» с Андреем Кончаловским и «Зеркало» с Андреем Тарковским. Это паззл, собранный из воспоминаний очевидцев, документальной хроники, многочисленных интервью как коллег по цеху, так и самого Георгия Рерберга, но в фокусе разлад его отношений с известным режиссером. На съемках следующего совместного фильма «Сталкер» двум гениям стало тесно на одной площадке, и пути Тарковского и Рерберга разошлись навсегда.
Кризис их отношений повел за собой изменение сценария, увольнение Рерберга, что очень неблагоприятно сказалось на его дальнейшей карьере - великий оператор был вынужден в последние годы жизни снимать рекламу. Как масло в огонь Майборода добавляет отрывки из недавно изданного на русском языке знаменитого «Мартиролога» Тарковского, в котором он очень резко и грубо высказывается о своем бывшем соратнике. Несмотря на то, что фильм не оспаривает гений и талант ни одного из них, все равно он субъективен. И в защиту Тарковского не было сказано почти ни слова. Майборода ждет реакции семьи режиссера, о чем он заявил на пресс-конференции.
Следующий фильм, о котором тоже хотелось сказать, - «Рассвет/Закат» Виталия Манского – отрезок времени от рассвета до заката, который режиссер провел в резиденции Далай Ламы в Индии. Такое непринужденное интервью с духовным лидером буддистов на вечные и неразрешимые проблемные темы человечества. В отличие от огромного количества фильмов о Далай Ламе Манский попытался сделать очень живое кино о живом человеке. По его словам, он еле удержался от того, чтобы не сделать комедию. За чашкой китайского чая с шутками и анекдотами герой рассуждает о сути мироздания, месте человека в мире, о проблеме перенаселения планеты и т.д. Слова наставника подтверждаются вставленными кадрами из Индии, Китая и России.
После вслушивания в эти интересные рассуждения, возникают в голове весьма спорные противоположные мысли. С одной стороны, Далай Лама кажется ну очень мудрым по сравнению со всеми политиками и учеными мужами мира, которые только умеют, что воевать друг с другом и доводить целые страны до голода и нищеты. С другой стороны – перед тобой прекрасно срежиссированный театр одного актера (блистательного!), которому никакая система Станиславского не нужна.
Российское кино на фестивале, вопреки устоявшейся традиции одаривать себя у себя же, больших наград в этот раз не получила. Кроме приза ФИПРЕССИ фильму Кати Шагаловой «Однажды в провинции». ФИПРЕССИ - это Международная Федерация кинопрессы. Катя Шагалова - это дочь известного драматурга Александра Миндадзе. А фильм ее - очередная кинопопытка а ля «Кому на Руси жить хорошо?», в которой на завтрак, обед и ужин дают водку, в перерывах бьют жену, а любят чужую. Сравнение своего фильма с нашумевшим «Грузом-200» Катя восприняла как искренний комплимент, чему была необычайно рада.
Тему полетов после «грандиозной» премьеры уиллсмитовского «Хэнкока» на ММКФ продолжил известный режиссер Роман Балаян, представляющий Украину с картиной «Райские птицы» на сценарий не менее известного сценариста Рустама Ибрагимбекова. СССР, начало 1980-х, открытые преследования творческой интеллигенции, несвобода, от которой герои начинают летать. Те же «Полеты во сне и наяву», тот же легендарный Олег Янковский, тот же режиссер Балаян. Милое кино, только ассоциативный ряд сильный: Оскар - «Жизнь других», золотую Пальму - «4 месяца, 3 недели и 2 дня».
Месяц с лишним назад на 61 Каннском кинофестивале в программе «Особый взгляд» (это второй по важности, после основного) победила картина «Тюльпан» из Казахстана, потрясшая также зрителей на гала-показе на 30 ММКФ. Ценность ее в документальном опыте режиссера Сергея Дворцевого. 10-минутный ролик родов овцы, сделанный одним кадром без монтажа, - мощный драматургический прием - кульминация фильма и чувств героя, вынужденного принимать эти роды, творит что-то нереальное со зрителем. Такое не каждый день увидишь! Это очень живая, настоящая, поэтическая история. Жалко только, что подобные фильмы не доходят до конкурса Московского кинофестиваля, предпочитая другие.
Михаэль Ханеке документальных приемов в своем последнем фильме не использует, но свою порцию нездорового шока и запудренности мозгов аж до посинения получит каждый зритель, который досидит до титров. Речь идет о римейке фильма «Забавные игры» 1997 года. Версия 2007 носит то же название, с небольшой разницей. Всего две буквы «US» (понимать США), которые многое объясняют в предлагаемых обстоятельствах. Сюжет тот же, что и десять лет назад, герои те же, страх и ужас тот же, только место действия теперь –страна, на которую и нацелены удары. Снято в лучших традициях Хичкоковского хоррора. Поклонникам Наоми Уотс, желающим прокипятить кровь в жилах 111 минут и сторонникам модной антиамериканской истерии рекомендуется! Кстати, фильм уже идет в российском прокате полным ходом.
Завершил 30 ММКФ документальный фильм балканского кинобога о боге футбольном «Марадона глазами Кустурицы». Президент фестиваля гордо объявил, что фильм этот еще вообще никто и нигде не видел, хотя все в курсе, что на прошедшем 61 кинофестивале в Канне Эмир Кустурица и Диего Марадона лично представили картину зрителям. Фильм потрясающий, яркий и энергичный. Даже человеку, абсолютно равнодушному к футболу (это я о себе), было невозможно отвести взгляд от этих голов! Там даже был гол рукой - «гол века» называется. Такого сейчас точно не увидишь. Кустурица показал Марадону футболиста, отца, мужа, друга и просто человека с недостатками и слабостями, но БОГА, все равно! Ну и про себя и свои фильмы не забыл, все маячит в кадре. Не упустил он также возможности поглумиться над Западом: карикатурный мультяшка Буш и Ко и антиамериканские выпады из уст Дона Диего.
Странная все-таки картина получается: открылся 30 ММКФ голливудским блокбастером «Хэнкок», а закрылся антиамериканским Кустурицей. Размытость концепции кинофестиваля или ее отсутствие вообще? Это неважно. Ведь фестивалю в этом году 30, а в следующем – 50! Значит, главное - праздник! Праздник кино!